+38 (044) 355-71-70

Разбираемся со значением "открытая дата" в авиа билета

19.11.2019

          Довольно часто, клиенты меня спрашивают про авиа билеты с открытой датой. Люди, откуда вы вообще знаете и помните этот термин? Но давайте я раскрою карты и расскажу - что это такое, для чего вообще нужен такой билет, и есть ли такое на самом деле?

Сказка эта начинается со слов: давным-давно, когда билеты были еще бумажными. Да, да :) я работаю на столько давно в этой специальности, что помню еще как заполнялись билеты вручную и как бралась информация из печатных каталогов, а не все электронное, как сейчас. Кто помнит, то раньше билет состоял из 4 купонов + корочка, на которых дублировалась вся информация по билету и все это надо было заверять специальной печатью, которая выдавалась в специальной конторе, которая все это придумала – ИАТА(собственно фото прилагается)

Так вот, когда все это было вручную, а ты не знаешь своих планов, например ты студент, который летел в США по программе Work&Travel. И по условию этой программы - ты, после того как закончится контракт, мог еще путешествовать по США, соответственно планы по возвращению могли меняться. Или люди улетали в другие страны работать по контракту и так же не знали точную дату их возвращения, знали, что это будет месяцев так через 8-9. Что оставалось делать им в таких ситуациях? Было 2 варианта: фиксировать дату возвращения, а затем, если не попал в нее и нужно ее поменять, то по почте DHL или еще какой, отправлялся билет в офис, где был продан билет. Тарифы тогда очень часто были конфиденциальными и могли предоставляться авиакомпанией какой то конкретной фирме и так, что даже представительства самой авиакомпании в других странах не знали как менять этот билет и с какими штрафами. Представляете как это было не удобно? Ты находишься в Японии, а тебе надо передать билет в Украину, чтоб поменять обратную дату и затем обратно доставить его в Японию? :) Так вот для такой категории пассажиров и был придуман термин – «открытая дата».

          Что это значило? Все билеты имеют срок годности. То есть твоя дата возвращения может быть максимум через год после покупки билета. Это сейчас, практически все билеты имеют срок годности – максимальный (1 год), а ранее билеты разделялись на одно месячный, трех, шести и годовые. Чем дольше коридор пребывания тем дороже были билеты. Открытую дату разрешали только полу годовые либо годовые билеты. Ты покупал билет с датой вылета, а на обратную писали – Open. Затем ты приходил в офис авиакомпании, на которой прилетел и там тебе сверху на это Open клеили стикер уже с реальной датой возвращения. Ставили штамп и отпускали восвояси. Изменение даты по таким билетам было бесплатным. И на сколько мне не изменяет память, то дату ты мог менять сколько угодно раз.

          Что же мы имеем сейчас? Так как все стало электронным, включая билет. Все данные находятся в системе бронирования. Практически все тарифы стали открытыми для того чтоб можно было прочитать информацию по ним, а так же сроки тарифов практически у всех авиакомпаний стали – 1 год. Соответственно уже нет смысла переплачивать за более дорогие тарифы, изменения по которым бесплатны. Для более наглядного примера возьмем билет Киев-Лондон-Киев. Условно минимальный тариф может составлять 50 дол, а штраф за изменение даты вылета – пускай 100. При этом тариф, который позволяет бесплатно менять дату, стоит 400 дол. То есть нет смысла платить сразу в 2 раза дороже, чтоб потом можно было бесплатно что то, где то поменять. А многие авиакомпании пошли еще дальше. Они сделали так называемые «семейства тарифов». И теперь покупая билет, ты можешь сразу выбрать опцию, наиболее подходящую для тебя. Например самый дешевый билет – не подлежит изменению вообще и если ты по каким то причинам не можешь лететь в купленную дату – билет сгорает. Зато если все по плану – то платишь меньше. Вторая опция предусматривает чуть более дорогие тарифы – но изменения по ним допускаются с каким то штрафом. В каждом случае это все очень индивидуально. Ну и третьи тарифы (у многих они называются Flex) разрешают менять дату бесплатно, однако и стоить они могут раза в три дороже чем минимальные.

Вот пример различий в семействах тарифов авиакомпании Lufthansa:

 

          Отсюда вывод, что термин “открытая дата” уже потеряла свою актуальность в связи с переходом на электронные билеты. Так что, просто, правильно озвучивайте свои надобности вашему тревел консультанту и экономьте свои нервы и деньги. Ведь все меняется и гражданская авиация – не исключение!